Тайные смыслы байкальского эпоса.

Previous Entry Поделиться Next Entry
27 марта, 12:04
e_kaspersky
Так бывает в детстве. Вдруг оказывается, что какое-то привычное слово не просто самостоятельный и самодостаточный лингвистический объект, а под ним скрывается некоторая история. Появляются слои, которых не видел раньше. Например, название "Новослободская", которое до того было единым и неделимым словом, вдруг распадается на два: "новая слобода". А бывает так, что знакомые с детства песни (русские народные), текст которых до того проскакивал мимо сознания, и всю жизнь песня воспринималась как нечто "самодостаточное и неделимое" - но вдруг... "Бродяга к Байкалу подходит..."

1. DSC_7214

Все мы знаем эту песню, слышали не раз, но для меня она была всегда как бы - ну, какой-то бродяга вокруг Байкала по своим делам идёт. В текст песни я как-то не вслушивался. Почему-то мимо когнитивных рецепторов проскакивало. И вот, наконец-то я этот текст прочитал. Вот здесь - по дороге к переправе на остров Ольхон. И только теперь (стыд и позор!) наконец-то понял, что песня это о беглых каторжниках, пробиравшихся лесами назад "в матушку Россию".

2. DSC07351

Но тут опять начинают говорить разные внутренние голоса, спорить друг с другом. Кому это памятник? Беглым каторжникам? Но вроде бы на каторгу попадали за тяжкие преступления, то есть, ставить памятник разным душегубам и конокрадам как бы не комильфо. Я бы не стал им ставить памятники. Так что, наверное, этот памятник - хорошей и красивой песне. И образу вольного бродяги, бредущему через Байкал по своим делам.

Но страшно подумать как они добирались сквозь дикие леса и горы до Байкала, переправлялись, а потом - ещё три тысячи вёрст до Урала! Сколько их там сгинуло по дороге... кто же это знает.

Кстати, одному мне кажутся странными первые строки в этой песне?

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах


- так в степях или всё же в горах??

Вот такой Бродяга. Как раз к пешеходному переходу вышел :)

3.DSC07358

Есть и другая, не менее знаменитая песня, смысл которой тоже не сразу открывается. И тоже на тему Байкала и беглых каторжников: "Славное море священный Байкал". Та же самая история, беглец переправляется через Байкал. Почему надо переправляться? - да очевидно же! - догадался я. На севере и на юге у Байкала полицейские (или как они назывались) кордоны. Там им точно незаметно не просочиться. Выход один - весьма опасное и длительное плавание, ведь ширина Байкала местами доходит до 80км, а высота волн в шторм достигает 4 метров! И много других интересных фактов скрыто в словах этой песни ->

Славное море — священный Байкал,
Славный корабль — омулёвая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалёчко.


Омулёвая бочка - это, как нам рассказали местные экскурсоводы, достаточно большого объёма деревянная конструкция на полторы тысячи "хвостов" омуля. В таких бочках действительно переправлялись через Байкал беглые каторжане.

Баргузин - сильный восточный (попутный для беглецов) ветер.

Недалёчко - это, наверное, шутка такая. Подобная переправа могла занять несколько дней.

Авторство этой песни известно. Стихи сочинил сибирский поэт Дмитрий Давыдов. Кстати, в оригинальной версии в стихотворении 11 четверостиший. Приведу их полностью (взял здесь).

Славное море — привольный Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка…
Эй, баргузин, пошевеливай вал…
Плыть молодцу недалечко.

Долго я звонкие цепи носил;
Худо мне было в норах Акатуя,
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя.

Шилка и Нерчинск не страшны теперь;
Горная стража меня не видала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка - миновала.

Шел я и в ночь, и средь белого дня;
Близ городов я поглядывал зорко;
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.

Весело я на сосновом бревне
Вплавь чрез глубокие реки пускался;
Мелкие речки встречалися мне –
Вброд через них пробирался.

У моря струсил немного беглец;
Берег обширен, а нет ни корыта;
Шел я коргой и пришел наконец
К бочке, дресвою замытой.

Нечего думать - бог счастья послал:
В этой посудине бык не утонет;
Труса достанет и на судне вал –
Смелого в бочке не тронет.

Тесно в ней было бы жить омулям;
Рыбки, утешьтесь моими словами:
Раз побывать в Акатуе бы вам –
В бочку полезли бы сами!

Четверо суток верчусь на волне;
Парусом служит армяк дыроватый,
Добрая лодка попалася мне,
Лишь на ходу мешковата.

Близко виднеются горы и лес,
Буду спокойно скрываться под тенью,
Можно и тут погулять бы, да бес
Тянет к родному селенью.

Славное море — привольный Байкал,
Славный корабль — омулевая бочка…
Эй, баргузин, пошевеливай вал…
Плыть молодцу недалечко!


Что-то меня сегодня на необычное потянуло... Байкал так подействовал :)

Ну, а в качестве бонус-трека - уже более современная песня про тех каторжан, которые всё же смогли добраться до Уральских гор.

Братка Ваня, идти не могу -
Лихоманка с ума свела,
И печёт меня в правом боку,
И свобода мне не мила!
И зачем на рожон было лезть,
Жизнь свою отдавая за грош.
Братка Ваня, оставь меня здесь,
Дале видно один пойдешь...


Полностью плюс послушать здесь.



Метки: ,
Previous Entry Поделиться Next Entry

Записи из этого журнала по тегу «baikal»

  • По Забайкалью.

    Бурятия и Забайкалье - одни из основных центров российского буддизма. Неподалёку от Улан-Удэ же находится знаменитый буддийский…

  • Тот самый Ольхон.

    Дорогу на остров Ольхон нам специально проложили "поухабистее", чтобы продемонстрировать внедорожную мощь Ленд Роверов и пощекотать всяческие органы…

  • Привет, Байкал!

    Байкальский турист обычно начинает свой путь на чудо-озеро в аэропорту Иркутска, откуда в юго-восточном направлении ведёт вполне себе комфортная…


Хочу продолжить дискуссию, если не возражаете.

Смотрю на карту местности - и не понимаю. Как он (главный герой) мог попасть из Акатуя (300 км почти строго на восток от Читы) через Шилку и Нерчинск (в песне упомянуты) до Баргузинского залива. Это же от 400 километров напрямую по непролазной тайге! То есть, минимум 600-800 с учётом рельефа. Как?? В одиночку, между прочим. И с учётом того, что у него не было Скарпы и прочего с запасными подошвами.

Но ведь бывало такое, что доходили.. Как?

Можно предположить, что в лаптях. А по сибирским обычаям путников принимали везде, особенно в сёлах, безлюдной местности. Ну и что, что каторжник, там все так или иначе селились не по своей воле. Я думаю, что помогали люди. Сейчас тоже отличительная черта сибиряков - разделить хлеб, накормить.
Недалёко от нас, на восток, к ущелью Кодар, был лагерь времён ГУЛАГа (Мраморное ущелье), вот оттуда не бежали, не охраняли даже от побега, потому что действительно безлюдное, суровое место, холод.
Евгений Валентинович, в следующий раз откройте для себя Северный Байкал, посетите горячий источник Котельниковский на берегу, нет дорог, связи, людей, вертолётная площадка, хороший сервис и абсолютно дикие места на сотни км. Вода хорошо лечит опорно-двигательный.
http://www.baikal-kotelok.ru/o-nas

Лапти! Конечно же. Стоптал одни - сплёл новые.

Люди помогали. Пишут, что на ночь еду на порог выставляли. Беглых каторжников называли "прохожими".

За линк спасибо, надо пометить на будущее.

?

Log in

No account? Create an account