Слово о джетлаге.

Previous Entry Поделиться Next Entry
23 марта, 15:42
e_kaspersky
Небольшое эссе про джетлаг, поскольку часто любопытствуют, а у меня на эту тему богатый опыт.

Во-первых, я иногда на вопросы про джетлаги отвечаю, что я настолько быстро перемещаюсь по миру, что они меня просто не успевают догнать. Увы, это небольшая дружеская врака. Конечно же, меня (как и всех остальных) смена часовых поясов бахает по голове разной степенью тяжести. Но по моим наблюдениям, вроде бы я научился переносить эти джетлаги чуть легче остальных. Просто натренировался за 10 лет непрерывных беганий туда-сюда по этому земному шарику. Состояние джетлага уже немного привычно, заодно организм научился за день-два полностью перестраиваться на новый временной лад.

Во-вторых, самое тяжелое - это тот случай, когда джетлаг тебя действительно догнать не может. Это когда перемещение по миру настолько активно, что в каждой точке проводишь только два-три дня и твой любимый организм со своими биологическими часами никак не может догнать где же он находится. Например, что-нибудь типа Сидней-Кипр-Токио-Париж (реальный пример сегмента одной моей поездки). В результате таких издевательств над организмом он отказывается понимать где и когда он находится, состояние немного дурацкое - и сон неглубокий и прерывистый, и днём глаза моргают как-то не очень синхронно... Типа, ночью спишь на 70%, зато днём на те же 70% активничаешь. Плохо это, никому не рекомендую.

Ещё довольно тяжело переносятся перелёты на восток (по ссылке на Википедию это вроде научно-арифметически доказывается). Самое хреновое состояние - перелёт в плюс-девять часов. Примерно, Нью-Йорк - Москва или Москва - Камчатка. Или как только что у меня было: Будапешт - Мельбурн. В дороге ночью спишь вообще никак, прилетаешь в их утро, а по твоим внутренним часам где-то час-два глубокой ночи. Организм отказывается это воспринимать никак.

Но в этот раз перелёт был неожиданно "дневной" - вылетели примерно в час ночи из Дубаи (там пересадка была) и прилетели в Мельбурн в 10 вечера по местному, в воздухе 13 часов, из которых я честно продрых часов 6 или 7, что вполне достаточно. А в Мельбурне - опять спать! Да я с огромным удовольствием! Закинуться мелатонином (обязательное средство для часто летающих на дальние дистанции) и вырубиться к Морфею где-то в два ночи (4 вечера по биологическим часам, настроенным на Будапешт), а потом в 6 утра местного времени (10 вечера по внутреннему времени) глаза синхронно открываются и не желают закрываться уже никак и совсем.

Зато можно поглазеть на рассвет! А в Австралии рассветы и закаты особенно шикарны и всеобъёмлющи.

post-29-0-71448600-1521763119

И всё - перестроился! То есть, делаю вывод, что спать надо больше. Это лучшее средство по борьбе с джетлагами. То есть, летайте днём, а в самолёте спите по максимуму.

Что ещё пропустил... Самые комфортные джетлаги - перелёт на запад. Те же самые девять часов, но в минусовую сторону (где текущее время минус девять по сравнению с точкой вылета) - шикарно и комфортно. Получается просто очень длинный день, в конце которого вырубает как мешком по голове, зато просыпаешься в 4-5 утра свежий и полностью выспавшийся. Это - прекрасно! Очень люблю кругосветные забеги в западном направлении - бывали такие.

И крайнее замечание.

2-3 часа разницы по Европам - и не подходите с этим. Такие временные расстояния вообще не принимаются и объяснительной причиной плохого самочуствия никак быть не могут. Тоже мне, проблема - встать/лечь на два-три часа раньше или позже, а они уже разваливаются. На Камчатку вас! В джунгли Амазонки! Чтобы джетлаг оказался самой мелкой отвлекающей причиной сонного состояния.

На этом вроде бы всё про джетлаги, присоединяйтесь! :)

Previous Entry Поделиться Next Entry

Записи из этого журнала по тегу «on the road again»

  • Экранные глюки на высоте 10км.

    Чемодан-такси-Пудонг-сели-полетели! И сразу вам в ленту самолётного настроения практически с борта рейса Шанхай-Цюрих! :) 1. 2. Глядя на…

  • Мини-самолётное.

    Во время недавнего полёта меня накрыло авиа-созерцательным настроением. Способствовала этому хорошая почти по всему маршруту погода и виды в…

  • Заплыв-2018.

    У нас с друзьями есть давняя традиция. Каждый раз, когда по дороге возникает море или даже океан - мы обязательно должны там искупаться. Хорошая…


спасибо за подробный пост.
или как это модно нынче говорить, спасибо за лайвхак ))
давно не летал (с 2003, в то время активно перемещался из Москвы в западную Сибирь), а тут понадобилось из Москвы в Пермь, казалось бы разница всего 2 часа.
НО вылет в 7 утра (пришлось просыпаться в 4, всю ночь переживал, что просплю), в итоге рейс задержали на 2 часа (что-то там обледенело в самолете, благо в туалете, быстро починили ))
в итоге с самолета сразу на совещание в администрацию города.
по началу ничего, но в процессе жутко разболелась голова и глаза сами закрывались... (ушел с совещания, мне так можно)))
что это было? не выспался, или у них там зима такая с непонятным давлением, или жарко было в кабинете, или совещание было вялое )) разница в 2часа это вроде ни о чем ))

За мелотонин спасибо, в августе лететь на Камчатку попробую использовать
И раз Вы в Австралии - на Улуру летали ?

Был на Улуру, но давненько, аж в 2010м - https://e-kaspersky.livejournal.com/8154.html

Вообще в Австралии я был очень много где, не каждый австралиец может похвастаться таким "покрытием" :)
https://e-kaspersky.livejournal.com/tag/australia

А у меня особенно переносятся перелёты домой. Не важно - на запад или на восток.
Видимо ожидания от приключений и вообще осознание того, что я на работе, срабатывают очень бодряще. А вот дома да, пару дней как мешком стукнутая хожу. Особенно, если сразу не получается поспать как следует, чтобы этот самый джетлаг переспать. А вот если получается сразу по прилёту часов 12-14 проспать, то тогда вообще нет его никакого джетлага этого.

А моряки так живут. И врачи в больницах.


Не надо путать ночные смены и круглосуточные дежурства с перелётами в противоположные временные зоны. Первое переносится легче, я оба варианта пробовал.

Когда из Крыма в Москву на машине едешь, то, вроде, из часового пояса не выезжаешь.

Но в конце пути таааааааак спать хочется.

Давно известно. Чтобы легко перестроиться на другое время - надо спать в самолёте.

токио-таити несмотря на дичь в стиле "вылетели в 5 вечера 1го числа и прилетели на место в 9 утра 1го числа" как-то и не очень чувствовался джет лаг. все было довольно логично, хотя и странно в календарном смысле.
а вот лос-анжелес- европа - те самые 9 часов- и размазывает сил нет.

А на восток-Камчатку стандартная же процедура: прилетаешь утром-днём --> падаешь спать на 2-3-4 часа --> просыпаешься (обязательно) --> бодрствуешь с местными и вечером ложишься спать как положено --> с утра всё нормально (ну, практически...) Вполне рабочая схема, всегда так делаю. Если, конечно, день прилёта не особо занят. У Вас то это вряд ли, а при планировании тур-поездок заложить это в программу и всё...

?

Log in

No account? Create an account