Начал с моей любимой трилогии ("Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер"), а потом пошел чесать всё подряд с самого начала, с первого тома до последнего в хронологическом порядке. Закончил на "Град обречённый" и "Хромая судьба". Некоторое время был в оглушённом состоянии, но "поправился" двумя завершающими томами, где рассказы и киносценарии. Помогло, но состояние всё равно какое-то ошарашенное.
Стругацкие - великие мастера фантастики. Они начали в 1950-е годы ранними ура-коммунистическими текстами, а потом просто видно как менялось их мнение о героях и проблемах, с которыми эти герои сталкиваются.
Да, есть, конечно же, Азимов, Кларк, Брэдбери, Урсула Ле Гуин, но Стругацкие круче. Глубже, ярче, объёмнее. Стругацкие - именно такая фантастика, которая не совсем даже фантастика. Поздние Стругацкие - это философские вопросы и литературные эксперименты над личностью и социумом. В фантастическом окружении.
Нет, стоп. Не буду повторяться за многочисленными критиками и литературоведами. Стругацкие - фундамент.
Я даже помню самое первое мною прочитанное - это был "Жук в муравейнике" в журнале "Знание-Сила" где-то в конце 1970-х годов, если склероз мне не изменяет. Помню как ещё детёнышем ждал очередного журнала, где должна быть напечатана следующая часть, и большое разочарование, когда один из номеров вышел без новой главы.
Стругацкие - это очень мощно. Если кто по какой-то ужасной случайной нелепости ещё не открывал их книг - это категорически надо исправлять. А ещё я завидую этим людям. Им же только предстоит ошеломление великолепной, первосортной, современной(!) литературой. Я уверяю, вам понравится.
Но не надо смотреть фильмы до книг! А фильмов по Стругацким было снято немало. "Сталкер" (Тарковский) - этот фильм всегда со мной, на всякий случай. "Трудно быть богом" аж два раза снимали. А ещё были эстонский "Отель у погибшего альпиниста", "Искушение Б." - когда их снимали смотрите в Википедии. А вот "Чародеев" и "Обитаемый остров" я бы смотреть не стал.
А "Пикник на обочине" - вообще уникальная история. Сначала книга, потом сценарий к фильму ("Сталкер"), потом по мотивам фильма знаменитая компьютерная игра, которую уже печатают книжными сериалами. Вот такой литературно-кино-компьютерный круг.
Короче, читайте Стругацких. Доставьте себе удовольствие. Если вам за 30 - можно начинать с "Град обречённый", вставляет. Если меньше 20, то, наверное, я бы порекомендовал "Жука в муравейнике". Если 20-30 - "Отягощённые злом". А такие вещи как "Хищные вещи века", "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине" - их можно начинать читать в любом возрасте.
P.S. Кстати, читайте предисловия тоже. Очень интересно. Например, я не знал, что в "Трудно быть богом" Дон Рэба изначально именовался "Дон Рэбия", но советская цензура не пропустила - слишком "толсто".
P.P.S. Вот тут А.Б. подсказывает любопытный факт. "В романе «Полдень, XXII век» (1962) упоминается «метод Каспаро-Карпова» — система жёсткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу биологического кода (фактически — технология переноса личности на иной носитель). До начала знаменитого шахматного матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым оставалось ещё 22 года. Анатолию Карпову в то время шёл одиннадцатый год, а Гарри Каспаров родился год спустя после выхода романа".