Евгений Касперский (e_kaspersky) wrote,
Евгений Касперский
e_kaspersky

Categories:

Как развести лоха?

Есть в природе необычные явления.

Иногда они прекрасны и безобидны, как горизонтальные водопады в австралийской Кимберли, каскадные водопады Игуассу или закаты на острове Санторини.

А иногда они ужасны и разрушительны как извержения вулканов с землетрясениями и цунами.

Бывает и просто статичная красота вроде гор и вулканов. Бывает и медлительное и стабильное шествие неизбежности, вроде ледников или предсказуемых горных лавин и прочих катаклизмов. А бывают ещё и наводнения, регулярные и ожидаемые. Не по причине "человеческого фактора" при проектировке и строительстве водоубирающих отводных труб и каналов, а просто "патамушта" природа здесь так отмерила. И в результате случайных факторов - ветра, течений, климата, рек - вода превращается в неуправляемую стихию, несущую разрушение и утопление для наблюдающих её сухопутных, да и водоплавающих тоже.

И одно такое неприятное в плане наводнений местечко есть в европейской части России, в Финском заливе, особенно в дельте реки Невы. Там по случайному совпадению расположен город Санкт-Петербург, история которого славится не только героизмом и победами, но и, увы, катастрофами. А их там было, и немало. Кому интересно - это здесь.

Кстати, по историческим меркам совсем недавно, всего-то в 1824м году, в Санкт-Петербурге произошло самое трагическое наводнение: подъём воды был более 4-х метров, погибло несколько сот человек (современные местные гиды сообщают: "пять тысяч человек погибли"), подробнее здесь.

Ну, хорошо, просто перечитайте "Медный Всадник". Вставляет. (кому совсем лень - попробуйте всухомятку здесь).

Ещё короче:

Многие слышали (вроде меня), но никто "из многих, включая меня," так и не понял что на самом деле было построено (пока я не увидел своими глазами). Вокруг Санкт-Петербурга теперь есть дамба против всех вышеперечисленных водных природных безобразий. Т.е. "условный пушкин" теперь своего "условного медного всадника" пером по бумаге возвести не сможет. Наводнениям сказали "нет" и причем очень уверенно сказали.

Впрочем, профессионалы и сотрудники этого сооружения слово "дамба" не переносят на дух, справедливо аргументируя, что сие есть комплекс защитных сооружений от наводнений.

Немного техники. Задачка стояла такая: пропускать воду из Невы (там немало - гуглите/яндексите кому любопытно), но при этом при катастрофических приливных волнах из Балтики закрыть створки плотины, чтобы на несколько часов сдержать "финско-заливное цунами". И при этом гарантировать проход морских судов, да ещё и экологию не прогадить.

Проект изобретали аж вроде как с ранней середины 19-го века, но утвердили и начали работать только в 1979-м году (подробнее вот Википедия рассказывает). Потом пришла "победа развитого социализма", и в конце 80х стройку остановили. Затем в середине первых 2000х раскопали заброшенное, переделали проект и получилось нечто потрясающее.

Я тут пытался поискать аналогичные проекты водозащитных дамб и у меня не получилось. Они все как-то сильно мельче по размерам. Есть в Лондоне, в Голландии, на Эльбе... Но чтобы отгрохать 25-километровую дамбу сооружение с гарантированным стоком крупной реки, да с пропуском крупных морских судов - такого я не нашёл.

Вроде бы Новый Орлеан недавно озаботился постройкой аналогичного сооружения и после его постройки питерская дамба перестанет быть самой-самой-первой, но пока она вроде бы да. Ого...

Короче, защитное сооружение вокруг Санкт-Петербурга является самым значительным в мире гидротехническим сооружением этого класса. Я много раз вскользь о нём слышал, но глазами видел впервые и глаза мои от увиденного сильно-пресильно впечатлились.

Для простого внешнего наблюдателя это просто шикарный 25-километровый хайвей европейского уровня "от берега - до берега" через Финский залив. Ровный асфальт, разметка, указатели, съезды-заезды - просто "ах"!

piter-damba-1

piter-damba-1-1

piter-damba-1-2

Но если залезть внутрь, то там всё ещё великолепнее. Для выхода невской воды сделана масса проходов, которые в случае нагона воды из Балтийского моря перекрываются вот такими створами:

piter-damba-2

piter-damba-3

piter-damba-4

piter-damba-5

piter-damba-6

Для прохода крупнотоннажных судов океанского класса есть два сооружения. Одно из них - cеверный проход. Это канал, который в случае наводнения перекрывается многотонной хреновиной снизу-вверх (она, эта "дверь", лежит под водой на глубине 7 метров). Ширина "двери" - более 100 метров. Над ней мост, который при необходимости можно приподнять для прохода негабаритных судов. Да, в этом случае движение по дороге останавливают.

piter-damba-7

piter-damba-8

piter-damba-9

piter-damba-10

Второй проход - южный. Это ещё более колоссальное сооружение.

Это 200 метров в ширину и 16 метров в глубину. Этот проход при угрозе наводнения закрывается двумя плавучими створами, которые сначала выводятся на середину, а потом топятся. Набегающий напор балтийской воды из Финского залива сходит на нет, вода их створов откачивается, они всплывают, разводятся в свои "гаражи" и вуаля. Невская вода проходит, морские лайнеры и сухогрузы туда-сюда шастают.

piter-damba-10-0Источник

А вместо автодорожного моста здесь устроили 6-полосный тоннель на глубине почти 30 метров.

piter-damba-10-1

Размеры конструкций потрясают:

piter-damba-11

piter-damba-12

piter-damba-13

И мимо этого торжества технической мысли туда=сюда следуют морские кораблики:

piter-damba-14

piter-damba-15

piter-damba-16

На мой непосвящённый взгляд "створки" выглядят как подводная лодка. Но технологии затопления и откачки воды, по идее, должны быть аналогичными.

piter-damba-17

piter-damba-18

piter-damba-19

piter-damba-20

piter-damba-21

piter-damba-22

Для вывода "створок" в рабочее положение к ним пристроен специальный электрический "бронепоезд" с "палкой-толкалкой". Вот он снаружи и снизу:

piter-damba-23

piter-damba-24

piter-damba-25

piter-damba-26

piter-damba-27

piter-damba-28

piter-damba-29

piter-damba-30

piter-damba-31

Короче: монументальный, уникальный технологический комплекс - обалдеть можно. Других слов и эмоций в сознании не зафиксировано.

piter-damba-32

piter-damba-33

piter-damba-34

P.S. Местную скаду (АСУТП) попросили не фотографировать. Но там всё нормально - местный технологический цикл позволяет в экстренном случае успеть всё порешать "ручным вмешательством".

Остальные фотки здесь.

piter-damba-35

А! Внимательный читатель задаст логичный вопрос: а причём здесь разведение лоха, обещанное в названии поста?

Отвечаю: "лох" - это самец лосося (в том числе балтийского лосося) в брачный период. Строительство питерской дамбы, якобы, ставило под угрозу это древнее занятие и потому (в том числе) вызывало сопротивление местного населения. К счастью, сооружение оказалось исключительно экологически дружелюбным и на жизненный цикл лосося не то что не оказало негативного влияния, а вроде как даже ему способствовало. Так что, вот вам ответ на вопрос "Как развести лоха - строить дамбы! :)



Tags: industrial, prombez, saint petersburg
Subscribe

Posts from This Journal “industrial” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →