Санторини. Мечты сбываются.

Previous Entry Поделиться Next Entry
21 июня, 2016
e_kaspersky
У меня есть очень хорошая новость! Раскопки в Акротири возобновились! При нашем активном финансовом участии. И не только раскопки – снова начали восстанавливать фрески, ведутся работы по укреплению стен города древней минойской цивилизации. Теперь мы (наша компания) можем гордо называть себя «главным спонсором раскопок в Акротири». Именно по этой причине я и был на Санторини на прошлой неделе.

santorini-acrotiri-greece-0-1
santorini-acrotiri-greece-0-2

Как это всё задумалось, как мы реализовали эту идею – про это и будет рассказ... длиною в 13 лет.

Впервые об этом острове я услышал в 2003-м году, когда отдыхал на Крите. Нет, "отдыхал" - это неправильный термин. 3000км на прокатной Сузуки за 10 дней - это не отдых, это экспедиция с целью изучения острова. И там я услышал нечто очень настоятельно хорошее про Санторини. Внимание! Наших сегодняшних гугло-интернетов тогда ещё не было, они только чуть-чуть, еле-еле интернетили. Это сейчас можно ткнуть в пиксель и узнать вообще всё и даже 360° вокруг. В общем, тогда на Санторини я не доскочил.

А в 2005-м году, опять же с Крита, непросто, но получилось (паром отходил типа в 6 или даже 5 утра - еле успел) заскочить на остров часов на 5. И тогда я понял: Санторини - это очень правильное место, куда надо обязательно побывать ещё и ещё снова.

В 2006-м году я отправился на Санторини аж на два с половиной дня и объездил вообще всё. Тогда мы с группой самостоятельно-тур-отдыхающих в количестве 4-х человек поехали осмотреть знаменитый местный "красный пляж" (действительно красный - цвет у него такой). И заодно заглянуть на какие-то там раскопки древней древности "Акротири". Увы, раскопки были закрыты для публики, никого не пускали. А я полез посмотреть в интернеты. И обалдел.

Нет, не подумайте - я не специалист и не учёный в древней истории, раскопках и археологии. Мне просто любопытно. Я продвинутый турист, который хочет докопаться до сути. Особенно если эта суть интересная, а тем более загадочная, а ещё тем более - непредсказуемо загадочная.

Мне просто любопытно, такой я профи-турист, да. И тогда прочитанное про раскопки в Акротири взорвало мне мозг! Действительно, я тогда офигел от освоенного музейного, осмотренного и прочего интернет-материала.

Акротири - уникальнейшие, удивительнейшие раскопки. Сколько за древнейшей древностью там ещё лежит под вулканическим шлаком, туфом, пеплом? Почему это всё никак не раскопают? Причину я уже озвучивал - нет денег. Именно тогда в 2006-м году у меня родилась очень простая мечта. Дать денег на раскопки.

Очередной забег на Санторини случился в 2013-м году. Когда и где и было решено - надо копать! Коллеги по бизнесу согласились, но! Спонсирование раскопок в Греции - это тяжкий труд.

Сначала мы долго искали выход на правильные контакты. Затем у нас были долгие разговоры с Греческим археологическим обществом - целых полтора года. Они долго не могли понять, что мы просто спонсоры, что мы не хотим владеть никакими черепками! Пусть они останутся в Греции, на Санторини. Что мы нисколько не хотим вмешиваться в процесс раскопок. Что у нас нет никаких корыстных интересов. Это всё вместе заняло у нас 2.5 года. Два-с-половиной-года! При этом "спонсорство" = "деньги даром", т.е. ниоткуда, просто так, без отягчающих условий.

Теперь всё нормально, все формальности оформлены, все рады! На прошлой неделе мы официально объявили о спонсировании работ на раскопках в Акротири. Мы (я тоже) "не можем молчать". Там - неизвестное, непредсказуемое прошлое. Что там было, кто и как там жил - узнать это была моя мечта. Ну и ещё - мы первая частная компания, которая спонсирует раскопки на Санторини. Надеюсь, не последняя.

santorini-acrotiri-greece-49
santorini-acrotiri-greece-50
santorini-acrotiri-greece-51

За это время мы выяснили, что раскопки - это далеко не самое главное и ценное.

santorini-acrotiri-greece-19

Самое главное - это сохранить уже найденное, обнаруженное, раскопанное. Поскольку оно портится со временем! И, иногда случается, что главный враг древностей - не человек. Не поверите: одно из главных зол для местных археологов - пчёлы, которые выгрызают в зданиях дыры и строят себе жилища.

santorini-acrotiri-greece-20
santorini-acrotiri-greece-21

Непросто было жить в Акротири - древние горожане строили анти-сейсмичные дома! Вот так, никак иначе. Они строили свои трёхэтажные жилища с учетом землетрясений! Стены домов укреплялись деревянными балками, а сами стены строились слоями. Слой глины, мягкого туфа, потом жёсткие камни. И так много раз. Увы, железобетонные конструкции им тогда были неизвестны, но они смогли построить целый город!

И теперь пчёлы и прочие насекомые - ужасная напасть. Они с удовольствием пользуются древним материалом для строительства своих объектов. Или просто живут в норах, прокопанных в мягких слоях древних руин.

Покамест обнаружен и частично исследован один квартал города. Но раскапывать его - это та ещё работёнка. Посмотрите на место, которое ещё предстоит откопать! Волонтёры есть?

santorini-acrotiri-greece-22
santorini-acrotiri-greece-23

Я погулял по этим улицам. Греческие археологи говорят, что это вторая по древности раскопанная дорога в Европе, а, может быть, и в мире.

santorini-acrotiri-greece-24
santorini-acrotiri-greece-25
santorini-acrotiri-greece-26

Работы идут не очень быстро, но очень аккуратно. Ведь там ещё очень много чего смогут накопать, главное - не разрушить уже обнаруженное, не повредить пока ещё спрятанное в земле непредсказуемое прошлое.

santorini-acrotiri-greece-27
santorini-acrotiri-greece-28

Одно из самых главных "ископаемых" - фрески.

Что мы сегодня делаем на память? Фотки-видео, да?

Они тогда рисовали фрески. Это фотки-селфи того времени. Вот о них сейчас и будет разговор. О картинках, которые они нам оставили с тех времён. Картинки, которые кусочками выковыривают из слоёв камней и вулканизмов - шлака, пепла и просто случайно прилетевших камней.

Вот так остатки фресок выглядят после откапывания:

santorini-acrotiri-greece-29
santorini-acrotiri-greece-30
santorini-acrotiri-greece-31
santorini-acrotiri-greece-32

Вот так их потом складывают вместе:

santorini-acrotiri-greece-33
santorini-acrotiri-greece-34
santorini-acrotiri-greece-35

Вот так работают над склейкой обнаруженных совпадений по рисунку фресок, по мелким частям пазла:

santorini-acrotiri-greece-36
santorini-acrotiri-greece-37
santorini-acrotiri-greece-38

Адская работа. Примерно как потрошить хорошего, матёрого, многолетнего кибер-зловреда! :) Над некоторыми фресками работали 20 (двадцать!) лет, восстанавливая их по мелким кусочкам.

В результате получаются более-менее читаемые картинки. Не все части раскопаны, но что-то можно увидеть, а кое-что нафантазировать как продолжение.

santorini-acrotiri-greece-39

Новая фреска скоро будет отработана:

santorini-acrotiri-greece-40
santorini-acrotiri-greece-41

А эти уже почти собраны:

santorini-acrotiri-greece-42

Эти фрески мы первыми видели в реставрированном виде! Об этом нам специально было сказано.

santorini-acrotiri-greece-43

Многое в невнятном состоянии, но есть специальный художник, который пытается дорисовать утраченные детали:

santorini-acrotiri-greece-44
santorini-acrotiri-greece-45
santorini-acrotiri-greece-46

Всё - у меня клинит мозг, рецепторы передают, но нервная система отказывается понимать, что эти лица, эти люди - они жили здесь 3500+ лет назад. Они построили мега-государство, а потом пыхнул вулкан и они исчезли. Совсем исчезли. Остались только руины под слоем пепла.

santorini-acrotiri-greece-47
santorini-acrotiri-greece-48

В общем, моя мечта сбылась. Копаем. И не просто копаем! Там важно (i) спасти уже раскопанное (фрески в первую очередь), (ii) укрепить раскопанные стены (чтобы не обвалились при раскопках или очередном землетрясении), (iii) копать дальше.

santorini-acrotiri-greece-52
santorini-acrotiri-greece-53

// P.S. на всякий случай. В разговорах с греческими историками и археологами произносить слова "Атлантида" и "Атлантис" - это дурной тон. Очень дурной тон. Не делайте этого. Чмоки.

Остальные фотки из Санторини здесь.



Метки: , ,
Previous Entry Поделиться Next Entry

Записи из этого журнала по тегу «science»


Дочитал. Теперь точно придется ехать смотреть, как реализовывается мечта!

Круто!

С теплым пушистым приветом
Нина

вот молодец, что вкладываете деньги в нужное дело

а! вон в чем дело. Здорово.

ЗЫ таки спросите археологов, зачем нужны сдвоенные сосуды из моих миносских фоток, см. предыдущий пост про Санторини

Спросил. Но ответ может задержаться..

Учёные ответили... Почему оно там сдвоенное - они не знают :)

спасибо за вопрос. Но, с другой стороны, отлично же! Пусть раскопают, выяснят и назовут сосудом Касперского!

Важное дополнение. Местные археологи ответили, например, что это могут быть фотки из сувенирных магазинов на Санторини :) А вот "помощь зала" в лице нашего сотрудника А.Е. раскопала сильно мощнее. Цитирую.

---
Это судя по картинке сосуды из археологического района Kalathiana что на южном Крите. Археологический объект минойской эпохи, и представляет из себя несколько толосов (то есть древних могильников) https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Толос

Если мы о двойной вазе, то это скорее всего древняя лейка ;)

Если же речь идёт о вазе с формами женской груди, то это ритон (ритуальный сосуд для богослужения), видимо связанный с культом какого то женского божества . В более поздние времена это мог быть культ Афродиты напр.

А маленькие двойные вазы - просто двойные вазы с ручкой. Для жидкости или для продуктов. Такие часто находят.

Вот, напр более поздние двойные вазы из Апулии http://elfinspell.com/Italy/JournalArticles/MuseumJournal-AncientItalianPotters.html

Другие дело почему они двойные - это очень интересная тема, связанная с представление древних ( да в общем то и современных) людей о двойственности и симметрии - в общем смысл в том что в симметричных объектах содержится некая скрытая гармония и энергия.

То есть там видимо не какие попало продукты хранили, а напр жертвенные. Напомню, что это объекты из древнего могильника.

Нам известны из археологии и "нефункциональные" (без дна!) двойные вазы - "бинокли" - из древней трипольской культуры на территории современной Украины и Молдовы http://kabakfamily.name/get/trip/Palaguta_2007_Binokli.pdf (статья роскошная и интересная но очень длинная - если кратко, то исследователи не знают до сих пор как именно такие объекты использовались но фактически уверены что они были связанным с культом мертвых и/или плодородия - возможно и с тем и с тем - с темой ритуала возрождения жизни в момент смерти)

---

Во как!

спасибо! пойду читать ссылки.

А фото мои, сделаны в музее Ираклиона, а накопаны, конечно же, в Кноссе. Да, по некоторым современным теориям, это был могильник.

ЗЫ непонятно зачем лейке быть двойной, вот в чем дело. Мы сейчас в XXI этого не понимаем и в этом не нуждаемся. Ритуальную симметрию предлагаю пока оставить за скобками. Надо что-то рациональное, да хоть кальян. В общем, копайте на Санторини, буду ждать :)

Добрый день!

По крайней мере часть объектов на фото накопана конечно же не в Кноссе, а в другом месте - там, собственно на табличке написано где (Kalathiana) - это достаточно далеко от Кносса, на другой стороне острова Крит. Но это не так важно.

Кносский дворец все таки не были могильником - мб храмом, но не местом захоронений. По крайней мере, я таких теорий не встречал

Отмечу, что любая лейка как бы немного двойная :) (где то должна скапливаться вода перед раструбом). в XXI века до н.э. не очень хорошо умели делать длинные и тонкие (керамические) трубки с дырчатым расширением на конце.

Ритуальная симметрия и есть самое рациональное объяснение - просто сейчас эта рациональность нам кажется смешной, а тогда казалась безупречной. В XXX веке многое из того что мы якобы "рационально" делаем сейчас, тоже будет казаться людям весьма бессмысленным.

Впрочем, двойные горшки с ручками как минимум удобны для переноски - как знаменитые своей функциональностью немецкие канистры для бензина времен второй мировой войны. http://копанина.рф/publ/1-1-0-114


Я, в восхищении... Классно!!! Снимаю перед Вами шляпу! :)
Видно не зря я вчера вам пост посвятила :))))))))))) тег правда давно у меня есть со ссылкой на ваш ЖЖурнал.

У меня похоже сверх чутьё развито, и ух как!
Читала предыдущий ваш пост о тамошнем музее, и что приостановлены раскопки из-за недостатка финансирования, и я подумала о вас, и вздохнула...

Это как в августе 2013, но тут речь не о вас, а об одной из бывших наших -
тогда до всех этих грустных событий ещё полгода было, я посетовала в одном из своих постов, что если ОНИ будут продолжать вести себя так, не только газовый поток мимо них пойдёт, но и поезда тоже в объезд начнут ходить... вот про мост я только тогда не додумалась в своих фантазиях :)

Очень интересно и приятно удивило что все раскопки под такими массивными навесами.
Мне кажется это чрезвычайно интересно в буквальном смысле собирать по крупинкам историю, словно пазлы из тысяч частей складывать.

Да, и на счёт поволонтёрить... буду распространять информацию.

И просьба, подскажите пжлста где / куда / к кому обращаться, чтобы
уразуметь относительно тамошнего проживания/питания...

Волонтёры пока не нужны. Раскопки в самой начальной фазе, они сами пока справляются. Наверное, будут нужны на следующий сезон (весна-осень, зимой не копают).

Понятно.
Ближе к тому времени, ну, если что, проинформируйте народ-то... :)

Великолепная история ! :-)

Большое спасибо за нее и большое спасибо за то, что делаете. :)

Вы потрясающи! Снимаю шляпу!
Вы делаете прекрасное дело!

Невероятно! Спасибо вам и за эти потрясающие посты про Санторини, и за поддержку такого проекта.

?

Log in